ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ
Йога применяется практически во всех направлениях индуизма. Это система ритуалов, обрядов, система подготовки психического состояния, физическое и духовное очищение, возможность выйти на уровень медитации.
О йоге написано множество книг, во всем мире проводиться бесчисленное количество семинаров. Однако, даже при добавлении медитативных установок основной акцент, как правило, делается на физические упражнения и позы. Поэтому я попытаюсь показать важность приоритета психологической части йоги.
Йога – типично холистическое (целостное) направление, переводится как «связь всего со всем»: человека и космоса, всего живого в мире и, конечно, духовного и физического в человеке, причем, при главенствующей роли духовного.
Классическая йога проводиться с одним гуру на одного человека. Считается, что каждый должен идти с индивидуальной скоростью, пока не доработана одна ступень, нельзя переходить на другую. Это связано с тем, что, переходя в другое состояние сознания, предыдущие ступени должны быть прочным фундаментом, по которому можно вернуться на землю.
Существует несколько видов йоги. Если определить йогу как единение с истиной, то:
Карма – йога — достижение такого единения через активные действия и бескорыстную любовь к труду;
Джнана -йога — единение через науку и познание;
Бхакти — йога — единение через любовь и преданность;
Хатка -йога — единение через культуру тела;
Раджа — йога — единение через контроль над разумом;
Агни – йога — единение через высшие формы энергии;
Крийя-йога — единение через культуру чувств;
Мантра-йога — единение через медитацию на образах звуковых вибраций;
Лайя-йога ( кундалини-йога) — единение через концентрацию на своем внутреннем состоянии;
Тантра-йога — единение через гармоничное саморазвитие;
Йога коммуны — единение через гармоничное саморазвитие.
Йога – это постоянное направление на внутреннее очищение и освобождение.
Исследования показывают, что на уровне биотоков мозга у йогов происходит такое отрешение, что они просто не воспринимают посторонние раздражители. Идет сосредоточение, элемент аутогипноза, организм начинает работать в непривычном режиме через непривычную фиксацию мысли, через преодоление дискинетической активности (ЖКХ).
Йога содержит следующие:
1.Яма – воздержание;
2.Нияма – соблюдение правил и обетов;
3.Асаны – положения тела;
4.Пранаяма – тренировка дыхание;
5.Пратьяхара – удаление чувств;
6.Дхарана – внимание,
7.Дхьяна – сосредоточение мысли;
8.Самадхи — продление сосредоточения, приводящее к выявлению сути.
Для правильной настройки на практику хатха – йога можно привести следующую воспитательно – терапевтическую метафору:
«Молодой, пожилой, очень старый, даже больной большой и дряхлый – все достигнут совершенства в Йоге постоянной практикой.
Успех будет следовать за тем, кто занимается, но не за тем, кто не занимается.
Успех в Йоге не может быть только чтением теории и священных текстов.
Успех в Йоге не может быть достигнут ношением йоговской одежды и разговорами о Йоге.
Лишь только в постоянной практике заложен секрет успеха. Истинно, нет сомнения в этом».
Хатха-йога, Прадипика(цит.по(18)25) – санскр.- Прояснение хатки- — йоги .
Первая ступень — Яма –делится на три части.
Первая часть Яма — культивирование добродетелей.
Принцип Ахимсы — основной этический принцип, воздержание от причинения зла всему живому любым путем и во всякое время.
Вторая часть – Сатья — правдивость во всем: в делах, в словах, в мыслях. По существу человек обретает свободу, освободившись от внутренней лжи. По Фрейду: «Поймите себя, не лгите себе, и вы станете свободны».
Третья составная часть Ямы – Астея – фактически близка к Сатье, правдивость во взаимоотношениях, вариант взаимного доверия.
Считается, что человек не может быть здоровым, если привык лгать, изворачиваться. Это отклонения от прямого энергетического потока, порождающее болезни. Астея, как и все положения ямы, относится не только к действиям, но и к мыслям, и даже ко времени.
Воровать время так же неприлично, как воровать вещи, деньги.
Астея приводит к воздержанию от жадности. Это выражается в том, что человек начинает легко и свободно обходиться без того, без чего можно обойтись – неприятие – неприятие даров, особенно от людей, в людей, в искренности отношений которых они не уверенны . Считается что подарки связывают.
Мудрость, совершенство, контроль над чувствами и желаниями, соблюдение ограничений питания, чистота пищи и тела, половое воздержание – считаются необходимыми условиями для медитации.
Важно с самого начала научиться контролировать свои чувства, чтобы обуздать величайшего врага грешника — вожделение к самореализации и знание об истиной сущности души.
Нияма. Усваивается на основе психического очищения – Ямы и представляет собой набор приемов внешнего очищение: промывание желудка, полна гигиена тела и т.п.
Физические очистительные процедуры проводятся в продолжение духовного духовного очищения и осветления.
Человек воспитывает в себе идеал мудреца: спокойствие, невозмутимость, освобождение от лишних разговоров. Говорить мало, медленно и мягко, медленно и мягко, не возбуждать ум, нервную систему. Считается, что речь рассеивает мысли, особенно если в ней много лишней слов.
Хатха –йоги ставит своей задачей совершенствование телесного организма, освобождение от склонности к усталости и приостанавливает тенденцию к разрушению и старению. Согласно учению традиционной научной медицины, в теле постоянно циркулирует энергия (прана) как интегральная функция всей деятельности организма.
Причем каждый орган имеет свою прану, далее идет ее распределение по разным каналам, меридианам, взаимодействие мужского и женского начала энергии.
Считается, что асаны способствуют гармонии этих энергетических каналов. Асаны оказывают тройное действие: развивают тело, развивают психику, оказывают терапевтическое воздействие на внутренние органы и на железы внутренней секреции. Одна из целей асан – противостоять дискинетической активности органов и мускулатуры, которая блокирует нормальное распределение энергии в организме.
Приобретая возможность все дольше и дольше сидеть в одной из поз, человек получает способность концентрации ума. Концентрация ума рассматривается как освобождение его от излишнего напряжения: думать ни о чем – то неопределенном.
После прочного освоения этих психофизических ступеней йоги (практикующий йоги) переходит ко второй — медитативной — части йоги.
Пратьяхара — удаление чувств, отвлечение от предметов окружающего мира. На этом этапе человек учиться фиксировать взгляд на определенном предмете. Целью пратьяхары является установление полного контроля над своей нервной системой.
Дхарана – удержание мысли на каком – либо предмете, установление контроля над сознанием. Это состояние совпадает с тем, когда мы полностью растворяемся в нем.
Дхьяна — это продолжения во времени способность удерживать внимание на каком – либо предмете, слияние с ним. Приобщение к реальному бытию единого живого мира.
Самадхи — достаточно длительное сосредоточение, приводящее сознание к новому качеству, особое состояние активности чувств и мыслей, дающее ощущение предельной радости и выводящее сознание на более высокий уровень. Это – состояние просветления, духовного озарения.
Выдающийся австрийский психиатр и психотерапевт Иоганнес Генрих Шульц разработал свой знаменитый аутотренинг именно на основе творческого изучения системы йогов.
По свидетельству индийских ученых, никто из западных психологов и психотерапевтов не изучал йогу так внимательно, как Щульц.
У Щульца тридцать томов исследования различных возможностей воздействия аутотренинга на различные психосоматические заболевания с учетом противопоказаний. Он понимал, что общая ориентация йоги на нирвану не приемлема для западного человека, но отдельные элементы можно использовать.
Так как практика Йоги может доводить человека до экстатического состояния, до полного транса, Щульц предупреждает об опасности е применения, особенно детьми, у которых сознание не сформировано, и людьми с определенным типом психических отклонений. Есть вероятность, что они не смогут легко выйти из измененного состояния.
Вначале человек учится не думать, освобождать пространство для того, чтобы выйти на определенный уровень медитативного озарения. Исследуя процесс происхождения различных открытий , то оказывается, что трансовые состояния разрушают систему стереотипов, через которую человек не может прийти к этому открытию.
Это озарение, которое приходит в самадхи.
Считается, что для понимания сущности вещей, приобщения к высшим ценностям возможно, духовное перерождение. Надо «умереть», чтобы воскреснуть.